Современный ландшафт Франции

Гармоничный шарм с очевидной гуманизацией среды.

В сложном переплетении взаимовлияний, которым подвержено развитие современного ландшафтного дизайна в международной практике, трудно не заметить роли Франции как страны, стабильно демонстрирующей приверженность к постоянному обновлению и совершенствованию во всем, что связано с ландшафтом.  Среди причин такого положения, конечно, не последнее место занимает многовековой опыт в создании садово-парковых композиций, связанных с самобытной архитектурой и природой этой страны. В числе ярких образов, остающихся в памяти после посещения Франции, неизменно присутствуют картины изысканно организованного ландшафта, причем не только впечатляющих своим размахом преобразованной природы исторических парков, к примеру, Версаля или садов при замках на Луаре.

         Не меньше запоминаются и просто ландшафты городских пространств, включая улицы, площади, набережные или участки перед современными постройками. И всякий раз, вглядываясь в ландшафт современной Франции, нельзя не отметить главную особенность всего происходящего в области ландшафтного дизайна в этой стране – высокую культуру обращения с природным материалом, неизменный шарм в трактовке каждого элемента преобразованного пространства и обязательную обращенность всего создаваемого к реальным потребностям человека.

        Новая технология как предпосылка перемен

        Приоритетность обустройства пространств для человека с намерениями превратить ландшафтный дизайн в средство повышения комфорта городской среды имеет немало предпосылок, среди которых постоянное технологическое обновление занимает не последнее место.

        Смыслом такого постоянного продвижения практики ландшафтной организации городского пространства к использованию природных материалов в новом качестве становится поиск наиболее эффективных приемов экореконструкции среды за счет включения компонентов природы и в структуру территорий самого разного назначения, и в структуру самих архитектурных объектов.

         Пожалуй, одним из показательных примеров в этом отношении стало строительство в Париже нового музея мировых культур на набережной Бранли по проекту архитектора Жана Нувеля с участием известного ландшафтного архитектора Жиля Клемана. Синтез в архитектуре здания новых подходов к формообразованию пространства с приемами включения живой растительности по технологии «зеленая стена» в структуру поверхности фасада здания, обращенного к Сене, позволил придать зданию  новый экологический смысл.

        В тех частях города, где не удается сохранить исходное разнообразие растительных форм,  подобное решение составляет разумную альтернативу преобладающему в наших городах вытеснению последних островков природы под предлогом уплотнительной застройки.

        Признавая, что создание разумных прецедентов в изменении отношения к возвращению природы в город в новом качестве является столь важным, французские специалисты не упускают возможности не только реализовывать смелые проектные решения по изменению городского пространства, но и считают возможным предлагать новые технологии как наглядные подходы для самого широкого применения.

        Поэтому не приходится удивляться тому, как, например, прямо в здании вокзала города Анже, где находится одна из ведущих во Франции национальных ландшафтных школ, в качестве жизнеутверждающего «экспоната» выставляется фрагмент «зеленой стены» со всеми необходимыми комментариями. В этом примере проявляется стремление создателей новых технологий открыть возможность для потенциальных заказчиков использовать их достижения и сделать население союзником качественных перемен в ландшафте французских городов.

        В решении многих вопросов ландшафтной организации городских открытых пространств французские специалисты отдают предпочтение использованию разнообразных технологических решений. К примеру, в самый поздний осенний период, когда развитие цветочных культур в грунте становится сложным, буквально за считанные часы может обновиться внешний вид улицы или площади за счет заполнения «зеленых ниш» из формованного кустарника горшечными цветущими растениями. Причем спустя несколько дней эта же композиция может быть наполнена растениями в совершенно иной гамме цвета. Подобный мобильный ландшафтный дизайн позволяет постоянно обновлять эстетику городской среды.

        В современных условиях, когда доступность новых технологических решений, к примеру, в области светового дизайна общеизвестна, одной из задач ландшафтного дизайна становится придание создаваемым композициям максимальной выразительности не только в дневные, но и в вечерние часы. Грамотная и своевременная постановка задачи перед смежными специалистами, владеющими новыми технологиями, позволяет трактовать абсолютно, казалось бы, традиционные компоненты среды с неожиданной силой и оригинальностью. Именно так воспринимаются светящиеся кадки из прозрачного пластика с деревьями в вечерней панораме города.

        Без погони за мнимой эпотажностью и без ностальгии по прошлому ландшафтные дизайнеры Франции решают вопросы наполнения городов зримыми признаками гуманности, в которых технологические решения позволяют поддерживать растительность в тех формах и местах, где раньше ее не было. К числу показательных в этом отношении примеров можно привести практику применения средств ландшафтного дизайна на мостах, включая размещение кадочных растений с полной системой их жизнеобеспечения, включая капельный полив каждого растения. Учет повышенного ветрового воздействия на мосту проявляется в создании элегантного рисунка вертикальной спирали из металлической полосы, обеспечивающей сохранение растений при порывах ветра.

        Ландшафт, обращенный к людям

        В ландшафтной организации городских пространств как в зеркале отражается шкала ценностей и предпочтений, существующих в представлениях специалистов и руководителей городов о смысле обустройства городской среды с использованием средств современного ландшафтного дизайна. Это проявляется в расстановке акцентов при выборе объектов преобразования и применяемых при этом приемах.

        В современной практике Франции в области формирования городского ландшафта преобладает намерение сосредоточиться на тех новых качествах городских улиц, набережных, площадей, которые не своей монументальностью и затратностью цветочного оформления удивят горожан, а создадут качественно новую структуру пространства, гарантирующего комфортность для человека с именно той мотивацией, которая уместна для данного пространства.


Для многих наших городов трудно представить, чтобы в ландшафтной организации улицы или набережной можно было бы найти приемы создания композиций из природного материала, формирующих многоярусную скульптурную  композицию и оптимально структурирующих  пространство. В то же время для городов Франции именно достижение характерной образности за счет раскрытия возможностей растительного материала обретает новый смысл ландшафтного дизайна.

       Выбор индивидуального подхода к решению улиц, набережных и площадей проявляется, например, в создании ландшафтных акцентов из рядов высокой растительности с характерной окраской или включении фрагментов зеленой скульптуры в структуру пешеходных и транспортных пространств. Прием создания природной знаковости не проходит бесследно для восприятия человеком. Подобные фрагменты городской среды становятся самыми выразительными проявлениями нового века в эволюции городского ландшафта, частью нового образа города без фальшивого репродуцирования приемов из прошлого, все еще часто воспроизводимого в нашей практике.

       Не менее актуальным становится масштабирование открытых пространств и их реструктуризация, отвечающие преобладающему характеру современного использования. Многие улицы во французских городах после реконструкции дополняются именно природными компонентами, исходя в равной мере из экологических, функциональных и композиционных соображений. Это в полной мере относится к реконструированным проспектам Парижа, Нанта, Страсбурга и многих других городов, где системно обустраивались коммуникационные пространства с использованием компонентов природы для выделения велосипедных дорожек, полос для движения городского трамвая и автобуса.

        В ландшафтной организации новых пешеходных пространств, включая превращение в доступные и удобные участки для содержательной и разнообразной досуговой деятельности фрагментов городских территорий различного назначения, французская практика демонстрирует гибкость и склонность к эксперименту.

        В частности, вблизи парка Берси, на месте бывших складских территорий деревни виноделов при организации новой пешеходной зоны главное внимание архитекторов и дизайнеров было сконцентрировано на создании комфортных пространств, дополняемых компонентами интегрированной природы, с обилием средовых предложений — небольшие арт-салоны, магазины, кафе, бары. Максимальное сохранение духа места, в том числе, и небольших строений с двухскатными крышами, и рельсовых путей в центре улицы, но с обустройством современного пространственного каркаса для вьющейся растительности позволило придать среде признаки индивидуальности и гуманности.

        Реализация природного ресурса в изменении качеств архитектурного пространства заключается и в искусном обращении к средствам вертикального озеленения на улицах и площадях французских городов, придавая им особую привлекательность и дополнительную комфортность для пребывания людей.

      Жилая среда в человеческом измерении

      Преодоление многих перекосов и парадоксов, зачастую сопровождающих нашу практику создания доступного жилья с традиционным дефицитом современного ландшафтного дизайна, можно заметить в большинстве возводимых во Франции современных жилых кварталов.

          Концепция бестранспортного пространства в жилых дворах, лишенных стихийно припаркованных автомобилей, позволяет французским архитекторам и дизайнерам сконцентрировать свои усилия на обеспечении во дворах комфортных условий для пребывания разных возрастных групп населения — от самых маленьких до пожилых людей. При этом фактор доступности дворовой территории в различные сезоны года и привлекательности для игр и прогулок становится решающим при выборе тех средств дизайна, которые способны обеспечить требуемый комфорт.

         И достигается это не за счет простого увеличения количества деревьев и кустарников, а путем  осмысленного размещения их оптимального числа для структурного разграничения функционально взаимосвязанных и структурно разграниченных пространств дифференцированного назначения. Нахождение принципиально важных смысловых линий размещения форм растительности – одна из важнейших особенностей структурного подхода к выбору приемов ландшафтной организации жилой среды во Франции. Это в не меньшей степени относится и к многочисленным примерам ландшафтной организации малоэтажной застройки, обладающей качеством безбарьерности по сравнению с все еще преобладающим в нашей практике нагромождением заборов и оград в любом квартале малоэтажной застройки, не говоря уже о наиболее «элитных».

        Поэтому столь разительными для нас кажутся примеры из области создания жилой среды, не претендующей на некую элитность, но непременно обладающую зримыми признаками цивилизованного ландшафтного дизайна с естественным отражением здорового менталитета нации.

         Парковый ландшафт как объект для творческого эксперимента

        В ландшафтной организации парков современной Франции воплотилась идея постоянного поиска нового качества пространства, в котором природе принадлежит решающая роль в создании полноценных условий для разностороннего культурного развития человека. Осознание того, что современный человек приходит в новый парк с заметно другой мотивацией по сравнению с посещением исторических парков в предшествующие века, проявилось в создании серии ярких парковых объектов, в частности, в Париже еще в 80-90 годах прошлого века.

         Прошедшие двадцать лет с момента создания таких парков, как Ситроен, Виллетт, Берси подтвердили правомерность применения к Парижу термина «лаборатории экспериментального паркостроения ХХ века». Стабильно демонстрируя высокую привлекательность парковых пространств для интенсивного потока посетителей, новые парки Парижа продемонстрировали возможность преодоления комплекса историзма в трактовке ландшафта, расширив диапазон использования новых приемов организации пространств с помощью форм растительности и рельефа, предложив новый сценарий пребывания человека без возрастных барьеров.

         Импровизация на тему пространственного конструирования парковой среды из материалов природы стала характерной особенностью многих французских парков, прибавив в «язык» ландшафтного дизайна немало семантических и синтаксических находок. Символизация ландшафта, наполнение его читаемым визуальным смыслом стала одним из основных итогов реализованного в Париже эксперимента по созданию парковой среды, адекватной веку технического прогресса.

         Знаки ландшафтного будущего

         Но Франция не была бы Францией, если бы хотя бы на короткое время отказалась от динамичного продвижения в создании все более новых ландшафтных объектов на базе высокой культуры и новейших технологий. Не приходится удивляться тому, что всякий новый шаг в этом продвижении предпринимается не в традиционном направлении, с неизменной оригинальностью и приверженностью к преодолению вчерашних границ воображения.

          Всем, кому доведется побывать в центре Нанта, на острове, когда-то интенсивно застроенном промышленными и портовыми сооружениями, смогут увидеть весьма необычное зрелище. Прямо у бывших цехов судостроительных верфей «выросло» огромное дерево, правда, с металлическим стволом и ветвями, но с живыми листьями. В самом ближайшем будущем над деревом будут парить огромные птицы, неся на своих крыльях желающих испытать радость полета туристов.

         Все это поначалу кажется фантастикой, особенно когда в бывших соседних цехах еще можно увидеть «оживших» в движении обитателей морских глубин и огромного слона. Дух великого фантаста Франции начала ХХ века Жюля Верна зримо присутствует в новом ландшафте того города, с которым были связаны его лучшие годы. Но подобно тому, как время неумолимо превращало в реалии его самые фантастические идеи, технический прогресс и высокая ландшафтная культура делают возможным то, что еще вчера казалось едва ли воплотимым.

 Статья была опубликована в журнале «Ландшафт. Архитектура. Дизайн» , 2008, №1.

Комментарии запрещены.