Дизайн и время

Дизайн и время взаимосвязаны и взаимообусловлены.  Анализируя их взаимосвязь,  можно отметить несколько аспектов, в которых отражается как разнообразие их проявлений, так и одновременная обусловленность многими привычными факторами.

Ориентация дизайна на гуманизацию среды, Цюрих

Прежде всего, дизайн есть отражение наших сегодняшних представлений о совершенной форме.  Они достаточно изменчивы во времени, но обладают удивительной устойчивостью ориентации на поиск совершенства при минимальных декоративных наслоениях.

Дизайн есть проявление наших сегодняшних технологических возможностей, и, безусловно, на каждом этапе технического прогресса шкала возможного существенно меняется, отражая именно то время, когда появление тех или иных материалов и технологий стало реальностью.

Понятно, что дизайн можно рассматривать и в качестве средства организации пространства, отражающего наши сегодняшние социальные потребности. Дизайн среды нельзя представить совершенно оторванным от реальных потребителей, адекватных определённому времени.

И, наконец, уровень развития дизайна есть индикатор нашей готовности к неким качественным переменам в нашем привычном окружении. Очень часто многие новации дизайнеров сталкиваются с весьма жестким противостоянием. Это объясняется тем, что сложившаяся среда невольно стремится к защите от радикально-агрессивных вторжений.

Дизайн есть отражение времени, есть воплощение времени. Возникает вопрос: наступило ли в России время дизайна? Хотелось бы ответить, конечно, положительно. Во всяком случае, по количеству школ дизайна мы сегодня, наверное, уже многих опережаем. В этом смысле есть основания ожидать какого-то нового качества в наших городах, наших интерьерах.

Но тема данного сообщения связана с тем, что дизайн не существует вне современных потребностей человека, а мерой ценности в этой области деятельности остаётся человек. Ориентация дизайна на гуманизацию среды заключается именно в том, чтобы сделать её как можно более комфортной для нашего пребывания. При этом дизайн выступает в качестве средства оптимизации среды в тех аспектах, которые воспринимаются человеком наиболее заметно.

В частности, одна из первых установок, ради которой нередко обращаются к дизайну, — это создание знака, характерного символа в пространстве, означающего, что с помощью дизайна формируются некие узнаваемые, запоминаемые, входящие в устойчивый образ этого пространства черты, и дизайну в этом процессе отводится высочайшая роль.

Дизайн создает характерный образ в пространстве, Парих

Мы долго уповали на то, что внеархитектурное пространство – это то, на что вдруг останутся деньги после создания объектов архитектуры, но, как правило, это пространство стабильно обделялось вниманием проектировщиков. Преобладание типового проектирования над индивидуальным превратило в привычное явление, когда для ориентации в среде человеку приходилось запоминать лишь те или иные едва различимые особенности архитектурных объектов, почти не реагируя на их аморфное окружение. Продолжительное время девальвации творческих подходов к формированию художественно осмысленного облика открытых пространств привело к определённому отставанию отечественной практики городского дизайна, преодоление которого стало невозможным без освоения фактически нового «языка» формообразования: из чего и для чего можно создавать внеархитектурное пространство, чтобы комфортность и выразительность этого пространства отвечала реальным потребностям  человека.

Внеархитектурное пространство начинается с того, как оформлена поверхность земли или планшет. Плоскость, которая может быть сформирована с определённым смыслом, а может быть потеряна с точки зрения композиции. Взаимодействие планшета с объектом архитектуры – это или органичное единство, или определённая конфронтация. Мы имеем сегодня немало отрицательных примеров использования новых технологий без каких-либо положительных последствий для эстетики открытых пространств. Например, с появлением бетонной плитки для мощения поверхности не всегда задействован тот ресурс, который содержится и в её цветовой гамме, и в разнообразном рисунке, не говоря уже о возможности комбинирования различных материалов.

Формирование характерного графического рисунка планшета – первое, с чего может начинаться дизайнерское оформление пространства в целях его идентификации. Не претендуя всякий раз на достижение какого-то эксклюзивного орнамента, но, пытаясь каждой поверхности придать свое «лицо», можно существенно повлиять на эстетику открытых пространств и достичь их заметного разнообразия в городе.

Обладая новыми материалами и технологиями их обработки, можно достаточно интересно дополнить городскую среду не столько монументальными, сколько оригинальными объектами дизайна, включая разнообразные объёмно-пространственные композиции.  Роль своеобразных знаков в городской среде могут выполнять и новые средства современной скульптуры, лишенные традиционной монументальности. Когда мы говорим о скульптуре в городе, то чаще всего представляем тяжеловесную массу металла. Города наши, увы, в последние годы обрели немало таких скульптурных анахронизмов, в которых вместо попытки внести хоть какие-то признаки творческого обновления ранее известных приёмов  бессмысленно воспроизводятся заведомо устаревшие монументы былых эпох.

Современные технологии обработки металла позволяют сделать немало новых выразительных элементов, воплощающих изменившиеся представления о средствах пластического моделирования городского пространства. Например, в Барселоне новый парк Диагональ Мар выдающегося архитектора Эрика Миралеса, к сожалению, уже ушедшего из жизни, позволяет по-иному взглянуть на роль пространственных конструкций из металла, воплощающих в оригинальной форме идею движения.  Это лишь один из примеров, который даёт повод задуматься о новых возможностях интерпретации средств дизайна с радикальным отходом от известных стереотипов. Вопрос заключается не только в том, есть ли на это средства, и есть ли желание в парке не ограничиваться лишь посадкой деревьев, а, скорее в том, способны ли мы предложить реальную альтернативу традиционному формированию парковых пространств за счёт привлечения новых дизайнерских решений.

Говоря о планшете, немаловажно помнить, будет ли он лишь инертный, из мертвого материала, или в нем будет воплощаться более гармоничная, обращенная к человеку идея разумного баланса природных и искусственных материалов, например, с использованием оригинального рисунка из керамики поверх травяного газона, как это имеет место в парке около Северного вокзала в Барселоне. Реализация возможностей современного дизайна позволяет сделать каждый фрагмент городского пространства  узнаваемым и запоминаемым за счёт пластической обработки поверхности земли, создания форм искусственного рельефа, размещения водных устройств и скульптурных композиций.

Эти объекты дизайна не «состязаются» с архитектурой, а разумно дополняют ее. К примеру, около русской церкви в Дармштадте в складках естественного рельефа устроен декоративный водоём, дно которого представляет собой композицию из керамической плитки в стиле модерн. Под тонким слоем воды, на поверхности дна водоёма создан характерный графический рисунок, органично дополняющий  памятник архитектуры и составляющий вместе с ним запоминаемый образ места.

Водоем органично дополняет памятник архитектуры, Дармштадт

Наверно, нет более благородной задачи у дизайна, чем повышение уровня комфортности среды, в первую очередь, там, где человек, пусть даже непродолжительное время вынужден находиться под воздействием факторов, оказывающих на него негативное влияние.  В качестве примера можно привести решение интерьера больницы Екатерины в Штутгарте, где входное пространство включает атриум с композицией из высокой растительности и газона, доступный для посещения как больными, проходящими лечение, так и навещающими их посетителями. Для человека, находящегося в больнице несколько недель фактор удалённости от привычного, природного окружения может превратиться в источник дополнительного психологического напряжения.

Поэтому создание фрагмента природы внутри здания – это один из вариантов компенсации негативного воздействия среды за счёт внесения в замкнутое пространство фрагмента живой природы.

Среди пространств, обладающих определенной дискомфортностью в силу своего функционального назначения, затемненных и затесненных, метрополитен всегда был и останется одним из характерных примеров. Но, как показала современная французская практика использования ландшафтного дизайна для повышения комфортности пребывания человека, и в подземном уровне города есть немало возможностей для гуманизации среды. Конечно, пример создания подземного сада на станции парижского метро «Лионский вокзал» на глубине около 12 метров ниже поверхности земли не является распространенным, но всё-таки свидетельствует о реальности создания того, что ещё недавно представлялось невозможным. Сад, размещённый за пределами подземной платформы, хорошо просматривается как из основного вестибюля станции, так и из проходящих поездов, и по-настоящему приятно удивляет пассажиров, не ожидающих увидеть подобный фрагмент природы под землей.

Сад на подземной станции метро, Париж

Даже интерьер аэропорта, где человек порой вынужден достаточно долго находиться в замкнутом пространстве в ожидании отложенного рейса, может быть объектом для нестандартных решений с использованием средств дизайна. Реализация новых технологических возможностей в создании современных водных устройств представлена достаточно наглядно в интерьере аэропорта Детройта, где новейший импульсный фонтан выгодно «разбавляет» монотонное и весьма протяженное пространство в зоне отправления. О безусловном успехе оригинальной композиции с буквально «выточенными», как из стекла, столбиков воды в виде наклонных прерывистых дуг свидетельствует её постоянное использование в качестве фона для фотографирования на память многих пассажиров.

К числу проблем, которые нам ещё предстоит решать, в том числе, с использованием средств дизайна, относятся проблемы обеспечения безопасности передвижения  людей с ослабленным зрением и людей с ограниченной мобильностью. В этой связи представляют определённый интерес некоторые примеры из зарубежной практики по использованию новых рельефных покрытий с определённым рисунком поверхности, считываемым прохожими с помощью трости. Так, подобные покрытия в системе нового архитектурного комплекса на Потсдамерплац в Берлине достаточно наглядно свидетельствуют о возможности предупреждения слепого человека с помощью языка поверхности об опасных пересечениях с полосами транспортного движения. Если слепой человек проводит тростью по этой поверхности, возникает звук, который дает ему сигнал – здесь опасность.

Это пример реального движения к гуманизации среды. Другой пример – решение поверхности и специальных разграничительных столбиков на привокзальной площади в Анже во Франции. Трасса безопасного движения обозначается с помощью рельефной полосы, аналогичной предыдущему примеру с обозначением границы транспортного пространства. Но это лишь начало технологии доведения информации до слепого человека. Сигнал в пространстве в виде столбика с нарезанной канавкой,  обозначающего середину полосы безопасного движения, облегчает ориентацию такого человека в наиболее конфликтных для пешеходов зонах.

Знаковость жилой среды сегодня более чем актуальна.  С помощью пластической обработки поверхности земли и рисунка отдельных элементов можно давать человеку информацию о его местонахождении.  Это тот компонент, который мог бы повлиять на гуманную ориентацию нашей среды. Чем ближе к жилой застройке, тем более возрастает актуальность таких подходов.

Даже при создании игровых пространств для детей есть возможность такого преобразования поверхности земли, благодаря которому художественная выразительность среды многократно усиливается. Технология создания игровых сооружений сегодня достаточно разнообразна. Вопрос лишь в желании выйти из некоего формата стандартных решений, предложив новый набор современных дизайнерских подходов. Отказ от тиражирования пусть и весьма технологичных, но уже более чем распространённых решений мог бы способствовать заметному продвижению к новому качеству жилой среды.

Узнаваемый дизайн игровых сооружений, Хельсинки

В жилой среде, кроме ранее перечисленных приёмов использования новых средств дизайна, остаётся весьма актуальным расширение  палитры цветовых решений многих элементов пространства, зачастую трактуемых если не почти бесцветно, то с минимальным диапазоном колористики. Для реальной гуманизации многих жилых образований необходимо радикальное расширение цветовой гаммы многих компонентов, включая и малые формы, и игровые устройства, и средства визуальной информации.

Применение разнообразных дизайнерских решений может способствовать тому, чтобы среда могла бы отвечать интересам всех возрастных групп. Не должны быть оставлены без внимания ни интересы подростков, ни молодёжи, ни людей пожилого возраста. Глядя на занятия пожилых людей в зарубежных парках, мы нередко можем увидеть, что для них есть определенные площадки, где тем, кому за 60-70, тоже играют в свои игры, и интересы этих людей учтены при проектировании паркового пространства.

Световой дизайн – это направление, которое сегодня даже при наличии средств далеко не в полной мере реализуется в наших городах. Привокзальные площади многих зарубежных городов однозначно свидетельствуют о существовании широкого диапазона   светового сценария пространства с размещением светильников, как на разных уровнях, так и с определённым композиционным разнообразием.  К примеру, на привокзальной площади в Анже скользящий по вертикальной плоскости стены свет даёт возможность разбить большой массив каменной поверхности на контрастные световые зоны, а в качестве средства дополнительного освещения использовать вертикальные световые каналы в опорах фонарей верхнего света.

Другой пример — применение световых устройств в парке Ла Виллет. В этом парке, без преувеличения, преодолены многие стереотипы в создании светового сценария пространства. Даже в трактовке мест для отдыха – парковых скамей – используется нетрадиционная схема подсветки через контур их поверхности с заполнением ударопрочным стеклом. Нетрудно догадаться, что подобное решение имеет непосредственное отношение к повышению безопасности паркового пространства в ночные часы и составляет один из аспектов гуманизации среды.

Верхний ярус света в городе достоин особого разговора, и, конечно, творческие новации в дизайне светящихся поверхностей и контуров особенно необходимы. Высокий свет – это средство достижения оригинальности светового сценария каждой улицы, каждой площади.  Формирование светового контура по вертикали и горизонтали выходит далеко за рамки традиционных подходов к размещению обычных осветительных фонарей на улицах города. Одним из удачных примеров подобного решения является создание в береговой полосе Барселоны системы волнообразных протяженных контуров света, интегрированных в металлические конструкции коробчатого сечения с защитными решётками в нижней части.

Что касается обновления дизайнерских подходов к созданию малых форм и водных  устройств, которые для нас в городе весьма привычны, например, фонтанами, сама идеология использования воды в городе радикально изменилась. Появились новые системы  и технические решения, позволяющие создавать из потоков воды своего рода скульптурные композиции.  Смена колористики вечерней подсветки, смена конфигурации водяного потока – вот тот ресурс, который дает шанс на достижение разнообразия каждого устройства в городе.

Наконец, одна из особенностей современной европейской практики – это обращение не только к человеку, но и к интересам домашних животных, сопровождающим человека. Хорошо известны проблемы содержания в чистоте тех участков городских территорий, в пределах которых разрешаются прогулки домашних животных. Одним из примеров цивилизованного решения проблем их обитания в городской среде является практикуемое за рубежом устройство специальных уличных туалетов, предназначенных для животных. Когда мы говорим о гуманизации среды обитания, то все, кто в ней живет, достоин внимания.

При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт автора обязательна.

Комментарии запрещены.